Покровский храм села Ташелка

Открыт в октябре 2007 года.

 

Адрес: Самарская область, Ставропольский район, с. Ташелка, ул. Менжинского 50А.
 

Из истории села Ташелка

Дореволюционная жизнь села

Село Ташелка Ставропольского района Самарской области было основано на земле Ставропольского калмыцкого войска, которую калмыки сдали русским  крестьянам в марте 1776 г. в аренду сроком на 60 лет. Вскоре, после приобретения этого участка и появилась Ташелка. Первое упоминание о селе относится к концу XVIII в. (1794 г.). Название происходит от тюрского «таш» - камень, «ташлы» - каменистый. По этому признаку обычно именуются речки с каменным руслом.

Основателями и первыми жителями Ташелки стали так называемые  «дворцовые крестьяне» - земледельцы, находившиеся в ведении государства, а не помещиков-дворян. За право пользования землями они платили подати в казну  и несли государственные  повинности. По данным  ревизии 1767 г. такие крестьяне составляли самую многочисленную группу сельского населения России. Они принадлежали к разным сословным категориям: ясачным и черносошным крестьянам, отписным и не помнящим родства, однодворным и пахотным солдатам – бывшим стрельцам, казакам, рейтарам и другим чинам старой допетровской армии.  Не изменился значительно состав населения Ташелки и к началу ХХ века.  Среди жителей села:  удельные крестьяне, отставные билетные солдаты, крестьяне, несущие воинскую службу или военнообязанные.

Земли Ташелкского сельского общества граничили с территориями, принадлежавшими графам Орловым-Давыдовым. Часто орловские крестьяне женились на девушках из Ташелки.  Среди первых поселенцев села значатся: однодворцы Михаил Григорьев, удельные крестьяне Павел Федоров, ясачные крестьяне Алексей Артемьев, Гаврила Петров, Иван Стеганов.ю Аггей Филиппов, пахотные солдаты Андрей Леонтьев, Евдоким Петров, Владимир Лаврентьев, помонарь Гурий Петров, ямщик Захар Иванов, экономический крестьянин Савелий Павлов.

В 1910 г. Ташелка становится центром одноименной волости – одной из 36 волостей Ставропольского уезда.  Крестьяне Ташелской волости занимались многочисленными промыслами, в том числе кузнечным, пастушеским, колесным, а также извозом, охотой, строительством,. Среди крестьян числились пильщики, писари, плотники, плугари, портные, пасечники, кузнецы, корчевщики, маляры, кучеры, мельники, шерстобиты, сапожники, сыромятники, ямщики. В реестре значатся 72 нищих, 99 батраков и 19 поденщиков. К началу ХХ в. в волости насчитывалось 35 мельниц, 9 обдирочных мастерских, 2 кузнецы, 1 красильня и бакалейная лавка.

Уже в 1852 г. в Ташелке открылось женское одноклассное народное училище, а  в 1867 г. в селе была построена и открыта земская школа, здание которой сохранилось до наших дней. К концу XIX в.  в ней  учились от 40 до 60 учащихся, в библиотеке насчитывалось 639 учебников, процент грамотности по волости составлял 3,6. С 1903 г. школа размещалась в каменном здании, построенном на средства казны и земства.  Во дворе школы размещались баня и погреб, квартира заведующей, при школе был приусадебный участок, сад. Преподавали в школе на 95 учеников два преподавателя.

Духовная жизнь села определялась влиянием Русской Православной Церкви. Двухпрестольная церковь была построена на средства прихожан в 1800 г. и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Боковой придел носил имя  Святителя  Николая Чудотворца, Архиеписопа Мир Ликийских чудотворца. Здание и колокольня у церкви были деревянные, поэтому в конце XIX в. сельская община приняла решение построить новую каменную церковь, вместимостью 1000 человек. В 1904 г. строительные работы были завершены. Величественный храм с писанным иконостасом и настенной живописью стал одним из крупных в Ставропольском уезде. В 1909 г.  настоятелем  Покровского храма был утвержден постоянный клир храма: настоятель -  священник Роман Гидаспов и  диакон о.  Иоанн Иванов.  Свои храмы (правда, деревянные) имели села  Ташелской волости:  Сосновка, Благовещенский Сускан и Дворяновка.

 

ХХ век. Советские годы.

Революционные бури не обошли села стороной. Известен факт, что  9 декабря 1905 г. крестьяне Ташелки участвовали в разгроме имения помещика Яровского в Зеленовке: сожгли помещичий дом, а хлеб и инвентарь увезли в Ташелку. Словно наказание Божие последовали пожары, засуха, голод. В  августе 1910 г. в селе началась эпидемия холеры.

Советская власть  в Ташелке была установлена в марте 1918 г. , однако вскоре село было занято белочехами. В Ставропольском уезде расположился батальон белочешских легионеров им. свят. Георгия. В октябре 1918 г. в Ташелку вошли подразделения Красной армии.

 

Активное участие приняли крестьяне села в «чапанном» восстании, которое началось в селах Новодевичье и Ягодное в разоружения Петроградского продовольственного отряда. Восставшие ставили своей целью освобождение от большевиков Самары, Сызрани и Ставрополя и провозгласили  лозунг  «Да здравствует советская власть, долой засилье коммунистов!» Большие надежды возлагались на армию адмирала Колчака, продвигавшуюся к Самаре, однако 13 марта 1919 г. восстание было жестоко ликвидировано ставропольской группой войск. Многие участники подверглись расстрелу.

В 1921 г. в Поволжье разразился голод, унесший сотни тысяч жизней. Вслед за ним в Самарскую губернию пришли тиф и холера, жертвами которых стало также не менее 600 тыс. человек. В Старопольском уезде число голодающих было 121 тысяча человек, в Ташелке – 820. Спасаясь от голода, в урожайные губернии из Ташелки  выехало более 30 семей.

Следующим испытанием для села, как и для всей христианской России стала коллективизация. Первый совхоз, получивший имя Менжинского, был сформирован в 1929 г. на Карасевом хуторе в 16 км. от села, а в 1930 в самой Ташелке была создана сельхозартель «12 лет Октября». Крестьяне неохотно вступали в новые организации, в связи с чем районная газета «Большевистская трибуна» неоднократно отмечала недостатки сельсовета в работе по обобществлению хозяйств и даже обвиняла его «правом оппортунизме» (отрицание колхозного строя). Местная партийная ячейка выдвигала требования скорейшей ликвидации кулаков и единоличников, пыталась добиться полного обобществления скота и т.д. К 1932 г. процент коллективизации хозяйств в Ташелке вырос до 70.

Великая Отечественная война вошла в каждый дом Ташелки. Сотни ее жителей были призваны на фронт, десятки не вернулись. Память о них с благодарностью хранится в сердцах потомков. Послевоенная история Ташелки не отличалась яркими событиями.  В 1950 г. начинается укрупнение колхозов, в связи с чем четыре хозяйства в течение 10 лет  слились в одно, сохранившее название «Совхоз им. Менжинского».  

Советские годы были трагическим временем для русского села. Начиная с 1920-х гг. по  крестьянству наносились массированные удары, следствием которых стало разрушение традиционного  уклада и хозяйства,  исход миллионов жителей в города, обезлюживание и, в конечном итоге, гибель десятков десятков тысяч сел и деревень России. Демографические показатели по Ташелке наглядно подтверждают данное утверждение. За 90  лет  число жителей села сократилось более, чем на 1 тысячу человек. Также уменьшились села Сосновка и Благовещенский Сускан (ныне Верхний Сускан)  Села Дворяновка, Ширяевка,  Репьевка, Вишенки, Куроедово, пос. Медвежий, которые входили в состав Ташелской волости, вообще исчезли с лица земли.

Еще в 1920-е гг. храм в селе Ташелка был закрыт и разграблен. Несколько десятилетий немым укором он возвышался в центре села. Окончательно церковь  разрушили в 1960-е гг.  Старожилы рассказывают, что кирпич от уничтоженного храма разошелся по местным хозяйствам, а также был использован для строительства свинарников и  коровников совхоза им. Менжинского. Погост с многочисленными захоронениями, старейшие из которых датировались XVIII столетием, находившийся в ограде храма, был сравнен с землей. 

 

История возрождения Покровского храма села Ташелка

У истоков возрождения Покровского храма стоят научно-технический центр ОАО «АВТОВАЗ»  и Архиерейское подворье Управляющего Самарской епархией г. Тольятти, которые в 2001 г. выступили с инициативой его восстановления.

Неоценимая роль  в деле второго рождения церкви в с. Ташелка принадлежит выдающемуся тольяттинцу, истинному патриоту России К.Г. Сахарову.

 

Устроитель храма

Сахаров Константин Григорьевич  родился в 1939 г. Окончил с отличием Ленинградский политехнический институт. В 1969 г. молодым специалистом прибыл в Тольятти и посвятил свою жизнь Волжскому автомобильному заводу, на котором проработал 35 лет, пройдя путь от мастера до вице-президента по техническому развитию. При его активном участии на АВТОВАЗе шло становление прессового производства, создавался уникальный  научно-технический центр, который  К.Г. Сахаров возглавлял 14 лет, с 1990 по 2004 г. Много лет К.Г. Сахаров был бессменным президентом хоккейного клуба «ЛАДА». Ему принадлежит  инициатива  по созданию военно-технического музея, ставшего одной из достопримечательностей Тольятти.

В 1997 г. при непосредственном  содействии   К.Г. Сахарова  была открыта домовая церковь ОАО «АВТОВАЗ» во имя Святого Архистратига Божия Михаила.  Он принимал активное участие в строительстве Преображенского собора  и  Православной классической гимназии  г. Тольятти.   За заслуги перед Русской Православной Церковью К.Г. Сахаров  награжден  Патриаршей грамотой (2000 г.), серебряным знаком Святителя Алексия (2000 г.), медалью благ. кн. Даниила Московского  (2002 г.) и  орденом преп. Сергия Радонежского 3 степени (2002 г.).

С 2005 г. К.Г. Сахаров непосредственно  занимался организацией работ по проектированию и  строительству Покровского храма в с. Ташелка, став главным попечителем возрождающейся святыни.

30 апреля  2007 года К.Г. Сахаров  ушел из жизни. Вечная ему помаять!

 

Летопись строительства Покровского храма

 

В сентябре 2005 г. в с. Ташелка Ставропольского района Самарской губернии начались работы по воссозданию храма Покрова Пресвятой Богородицы.  Храм строится фактически  на том же  месте, где  находилась  разрушенная в советские годы старая  Покровская  церковь.

Архитектурный проект разрабатывается известным тольяттинским архитектором  М.В. Демидовцев при участии М.А. Исаевой. Начальник строительного штаба -  А.Д. Рузанов.

29 декабря 2005 г. на месте строительства  отслужен молебен, освящен  и установлен  поклонный крест.

24 апреля 2006 г.  вынут первый ковш.

Июнь 2006 г.  завершены работы по нулевому циклу.

14 октября 2006 г. совершено первое богослужение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С этого момента по воскресным дням верующие  сельчане собираются перед крестом для чтения акафиста Пресвятой Богородицы.  Инициативные жители с. Ташелка участвуют в сборе средств, необходимых для строительства храма. В.А. Румянцева и А.И. Сальникова обходят десятки домов Ташелки, Сосновки, Верхнего Сускана, пос. Менжинского,  рассказывая о ходе возрождения церкви. Жители села приносят  в строящийся храм несколько образов, сохранившихся от старой церкви. Среди них икона Сретения Господня из праздничного ряда иконостаса  ( в настоящее время она размещена в нижнем крестильном храме).

Декабрь 2006 г. окончена кирпичная кладка. Специалисты из г. Волгодонска Ростовской области приступили к монтажу сводов.

Рождество Христово 2007 г.  оборудована временная молельная комната. Она украшена  вертепом и  еловыми ветвями. Постепенно складывается постоянный приход.

С января 2007 г. еженедельно строящийся храм посещает   клирик Архирейского подворья иерей Алексий Зимин,  служит молебен, читает акафист Пресвятой Богородице, совершает требы, причащает  и  соборует местных жителей.

7 марта 2007 г. над  Покровским храмом  вознеслись золоченые  купола, увенчанные святыми  крестами.

20 апреля 2007 г. во время пасхального визита Покровский храм посетил Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и благословил участников  строительства.

30 апреля 2007 г. скончался главный доброхот и устроитель Покровского храма К. Г. Сахаров. Богоугодное дело возрождения церкви  продолжила  его супруга Р.А. Сахарова. 

Июнь 2007 г. многочисленными друзьями и соратниками принято решение установить на территории Покровского храма памятный камень (кенотаф) в память  о К.Г. Сахарове.

20 августа 2007 г. освящены и установлены 12  колоколов – полный музыкально подобранный колокольный звон.

Сентябрь 2007 г. установлен иконостас, написанный в  иконописной школе г. Ростова Великого Ярославской области. Для храма помимо иконостаса заказано несколько икон любимых русских святых.

14 октября 2007 г.  – незабываемый день в истории села: первая Божественная литургия в Покровском храме.  С этого момента храм открыт ежедневно. Формируется воскресная школа, еженедельно ведутся занятия  в сельской общеобразовательной школе с. Ташелка.

С 2008 года – богослужения совершает иерей Сергий Советников

Церковный календарь
17 января 2018 г. ( 4 января ст.ст.), среда.

Седмица 33-я по Пятидесятнице.

Собор 70-ти апостолов (икона): Иакова (икона), брата Господня, Марка (икона) и Луки (икона) евангелистов, Клеопы, Симеона (икона), Варнавы (икона), Иосии (Иуста), Фаддея (икона), Анании (икона), первомч. архидиакона Стефана (икона), Филиппа (икона), Прохора (икона), Никанора (икона), Тимона (икона), Пармена, Тимофея (икона), Тита (икона), Филимона (икона), Онисима (икона), Епафраса, Архиппа (икона), Силы (икона), Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника (икона), Стахия (икона), Амплия (икона), Урвана (икона), Наркисса, Апеллия, Аристовула (икона), Родиона (икона) (Иродиона), Агава (икона), Руфа (икона), Асинкрита (икона), Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (икона) (Олимпана), Тертия, Ераста (икона), Куарта (икона), Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа (икона), Кодрата, Марка, Зины, Аристарха (икона), Пуда, Трофима (икона), Марка, Артемы, Акилы (икона), Фортуната (икона) и Ахаика, Дионисия (икона) Ареопагита и Симеона Нигера. Прп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Прмч. Зосимы (икона), пустынника Киликийского и мч. Афанасия (икона) комментарисия. Прп. Ахилы (икона), диакона Печерского. Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмч. Павла пресвитера.
Патриарх Кирилл
о престиже православных гимназий
VII Сретенский
фестиваль духовной музыки
IV городской конкурс
"Рождественский вертеп 2012"
Выставка-форум
"Образование. Развитие. Карьера"
Мюзикл для души
Гран-при Православной гимназии
на фестивале школьных СМИ